Сроки проведения: 6 - 22 августа 2010

Автор: Кочетков Сергей
Версия: 1.1 от 15.01.2011

Федерация спортивного туризма
Объединение туристов Москвы

Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута пятой категории сложности по рекам Верхний Башкаус и Нижний Чулышман,
совершённом группой туристов города Москвы, Санкт-Петербурга и Самары (команда eXtreme Team) по маршруту
г.Новосибирск - пос.Акташ - р.Башкаус (устье р.В.Ильдугем) - р.Башкаус (5 км выше пос.Усть-Улаган) - р.Чулышман (от пос.Язула) - устье р.Чульча - радиальный выход на водопад Учар - оз.Телецкое - пос.Артыбаш - г.Новосибирск
в период с 6 по 22 августа 2010 г.

Маршрутная книжка № 1/4-512
Руководитель группы: Кочетков Сергей Анатольевич
тел.: +7-916-118-24-12
email: serg.kochetkov@gmail.com

Москва 2010г.

Содержание

Паспорт маршрута

Вид маршрута: водный.
Категория сложности: пятая
Средства сплава: 2-х и 4-х местные катамараны (см. ниже)
Нитка маршрута: г.Новосибирск - пос.Акташ - р.Башкаус (устье р.В.Ильдугем) - р.Башкаус (5 км выше пос.Усть-Улаган) - р.Чулышман (от пос.Язула) - устье р.Чульча - радиальный выход на водопад Учар - оз.Телецкое - пос.Артыбаш - г.Новосибирск
Протяжённость маршрута: ~160км.
Количество участников: 16 человек.
Время путешествия: 06 – 22 августа 2010г.
Продолжительность: общая - 11 дней, активной части - 7 дней.
Уровень воды: на В.Башкаусе - высокий, на Н.Чулышмане - средний.

Список участников

Ф.И.О. г.р. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Кочетков Сергей Анатольевич 1978 Китой 5Р, Кёкёмерен – Нарын 6У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4Р, Она 4Р, Кок-Хем – Бий-Хем 5У Руководитель, капитан К2-1
2 Мижегурская Екатерина Александровна 1987 Китой 5У, М.Нарын – Чонг-Кемин 5У, Улуг-О 4У, Она 4У, Б.Лаба – Белая 3(6)У Лоцман, К2-1
3 Бакланов Валерий Михайлович 1950 Китой 5У, Шавла-Аргут-Катунь 5У, Кёкёмерен 5У, Нарын 5У, Чонг-Кемин 4У, Б.Лаба – М. Лаба – Уруштен 4У, Она 4У Зам.руководителя, капитан К2-2
4 Кошелев Андрей Михайлович 1975 М.Лаба - Б.Лаба - Уруштен - Белая 5У, Чуя 4У, Катунь 4У, Юпшара - Гега 4У, Красненькая - Кутсайоки - Тумча 3У Капитан К2-4
5 Вахе Екатерина Николаевна 1982 Снежная 5У, Дзорагет 2(5)У, Укучикта - Левая Миня - Миня 5У, Кумир - Коргон - Чарыш -Урсул - Катунь 4У Фотооператор, капитан К2-3
6 Монни Алексей Владимирович 1983 Аксаут - Б.Лаба 4У, Лоймола - Колоссйоки - Уксунйоки 3У Фотооператор, К2-3
7 Григорьев Олег Александрович 1979 Кёкёмерен - Нарын 5(6)У, Кутсайоки - Тумча 4У, Сывтуга - Кожа 3У, Чирка - Кемь 3У, Бухтарма 3У, Ч.Черемош 3У К4-1
8 Григорьев Павел Александрович 1979 Кутсайоки - Тумча 4У К4-1
9 Мовчиков Александр Геннадьевич 1978 Китой 5У, Даламан 4У, Охта 3У, Прут - Черемош 3У Капитан К4-1
10 Петрусинская Наталья Геннадьевна 1972 Кёкёмерен - Нарын 5(6)У, Ципа 4У, Черемош 3У, Прут – Черемош 3У Завхоз, К4-1
11 Волков Дмитрий Станиславович 1971 М.Нарын - Чонг-Кемин 5У, Китой 5У, Шавла-Аргут-Катунь 5У К2-2
12 Стеклов Владимир Васильевич 1959 Китой - Онот 5Р, Искандердарья 6У, Шавла 5У, Чаткал 5У К2-4
13 Феоктистов Андрей Николаевич 1981 Чуя(Мажой) 6Р, Шавла-Аргут 5У, Жом-Болок - Ока 5У, Белая 2(5)Р, Чуя 4У, Мзымта 3У, Тохмайоки 2Р Капитан К4-2
14 Феоктистова Наталья Викторовна 1983 Жом-Болок - Ока 4У, Аксаут-Зеленчук-Кубань 3У, Тиса-Прут 3У, Тумча 3У К4-2
15 Сатовская Анна Борисовна 1985 Кижи-Хем 4У, Кызыл-Хем 4У, Балыктык-Хем 4У, Охта-С.Шуя 3Р, Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань 3Р, Она 4У Медик, К4-2
16 Ющенко Александр Викторович 1982 Она 4У, Б.Зеленчук-Аксаут-Кубань 3У, Охта-С.Шуя 3У Реммастер, К4-2

Состав судов

  • К2-1: объём 1400л, производитель «Красное солнышко», модель «Верблюд-2»
  • К2-2: объём 1100л, производитель «Рафтмастер», модель «ГоШа-2»
  • К2-3: объём 850л, производитель «Тритон», модель «Тритон-2»
  • К2-4: объём 1400л, производитель «Белрафт», модель «Белрафт-2ТТ»
  • К4-1: объём 2000л, производитель неизвестен
  • К4-2: объём 2500л, производитель неизвестен

Варианты подъезда и отъезда

Заброска на машрут осуществляется поездом до Барнаула или Новосибирска или на самолете до этих же городов. Мы выбрали вариант заброски через Новосибирск из-за стоимости перелета. Перелёт Москва-Новосибирск-Москва стоил в конце июня 12000, в то время как цены на билеты в Барнаул начинались от 20000р.

От Новосибирска начинается автомобильная заброска. Заброску осуществляют следующие фирмы:

  1. Фирма БиАлТур, Замчалов Иван Юрьевич, 8(3854)31-11-10, г.Бийск
  2. AltaiTransport, Кузнецов Дмитрий, 8(913)245-13-33
  3. Алтайтурсервис, 8(3854)346-648, 251-550
  4. Бронников Олег Юрьевич, 8-903-996-73-67, 8-385-432-37-85, 8-913-226-67-67.

По машине и стоимости нас полностью устроил Бронников Олег, можем всем рекомендовать этого водителя.

От пос.Акташ начинается вездеходная заброска. Мы выбрали заброску через Максима Зазаева, сотрудничающего с фирмой БиАлТур, о чём впоследствии сильно пожалели, т.к. в указанное время машина за нами не приехала. Как оказалось, заброска гарантирована только группам, выбирающим БиАлТур для заброски по асфальту. Максим не предупредил водителя о нашем приезде и водитель уехал на покос. Мы рекомендуем связываться напрямую с водителями для организации вездеходной заброски.

Координаты водителей в пос.Акташ:

  1. Иванов Юрий: +7-913-694-91-73.
  2. Стонт Макар Макарович: +7-960-968-1035

Мы ездили на ЗиЛе Иванова Юрия, нам он очень понравился как человек, у него хорошая довольно новая машина и цены существенно ниже, чем у Максима Зазаева.

Краткое описание рек

Маршрут Верхний Башкаус - Нижний Чулышман проходит по Улаганскому району республики Алтай. Башкаус - левый приток Чулышмана, берёт свои истоки с северных склонов юго-восточных отрогов Курайского хребта и течёт на север-запад, севернее Курайского хребта. После впадения левого притока Джундука общее направление долины поворачивает на север, к Чулышману и Телецкому озеру, прорезая Улаганское плато.

Сплавной участок Башкауса разделяется на три части:

  1. Верхний - от устья р.М. Кокури до пос.Усть-Улаган (длина 86 км, ср. уклон 11 м/км). Тут находятся препятствия III-V к.с.: каньоны "Прямой", "Ильдугемский", "Змейка", "Открытый", "Саратанский", пороги "Обманка", "Ловушка", "Предбанный".
  2. Средний - до устья р.Тускуль (длина 62 км, ср. уклон до 24 м/км). Препятствия тут уже мощнее, IV-V к.с.: каньоны "Щель", "Глубокий", безымянные пороги и шиверы.
  3. Нижний - до впадения в Чулышман (длина 77 км). Здесь находится Нижнее ущелье - участок порогов и шивер высшей категории сложности (длина 33 км, уклон свыше 20 м/км, на отдельных отрезках свыше 30 м/км). Нижнее ущелье Башкауса - один из сложнейших маршрутов бывшего СССР, из 82 препятствий тут от 10 до 12 "шестёрочных" порогов.

Заброска на Верхний Башкаус возможна двумя вариантами:

  1. Для прохождения верхнего участка реки группы стартуют от р.Мал.Кокури, для чего заезжают через Кош-Агач в сторону Башкауса настолько, насколько позволяет дорога, и дальше следует обязательная пешая часть.
  2. Идущие Нижнее ущелье и/или нежелающие идти пешком группы забрасываются через Акташ до Усть-Улагана и дальше вверх по Реке - в пределе несколько выше к.Ильдугемский - дальше водители отказываются ехать из-за плохой дороги. Выше по течению остаются к.Прямой и пор.Панорамный.

Несмотря на то, что некоторые препятствия Верхнего Башкауса имеют V к.с., этот участок используется, в основном, для раскатки перед Нижним ущельем или сплавом по Чулышману. Самое сложное препятствие на этом участке - Саратанский каньон - череда препятствий в узком ущелье с большим падением и высокой скоростью потока.

Истоки Чулышмана стекают с отрогов южной части Шапшальского хребта в озеро Джулу-Коль (Джулукуль) в южной части Чулышманского нагорья (часто озеро называют истоком). Вытекая из него, Чулышман спокойно течёт по горной тундре до устья р.Узун-Оюк (Оин-Ору) - это верховья реки. Ниже Чулышман врезается в Чулышманское плоскогорье, долина приобретает V-образную форму, возрастает уклон (местами до 25м/км). Десятикилометровый участок от р.Бабичек (точнее 1км выше её) до впадение р.Ябалу называется Ябалинским ущельем и используется для раскатки перед более сложными препятствиями.

Ниже устья р.Ябалу река на протяжении 9 км течёт по широкой долине, затем начинаются препятствия Язулинского каньона, который продолжается около 20км. Язулинский каньон - это Верхний Чулышман - участок, определяющий сложность маршрутов VI к.с. Тут находятся почти все знаменитые пороги Чулышмана - Чёртов мост, Три Вовы, Затычка, Винт, Марьиванна и другие - всего в каньоне 80 препятствий, из которых 27 имеют V и VI к.с. Каньон заканчивается при впадении р.Верхний Тартагай, вдоль которой приходит дорога из долины Башкауса. Тут же находится автомобильный мост (по нему дорога переходит через Чулышман и направляется в пос.Язула) и начинают сплав группы по маршруту V к.с. (Нижний Чулышман).

После р.В.Тартагай Чулышман спокоен на протяжении примерно 10км, но постепенно втягивается в Шавлинское ущелье. Протяжённость Шавлинского ущелья несколько менее 20км, на этом участке лоции выделяют 30 препятствий, хотя следует отметить, что весь участок от пор. «Мини Каша» до пор. № 26, представляет собой сплошную шиверу, практически без участков спокойной воды. Шавлинском ущелье при любом уровне воды выделяют два порога V к.с. - Кульминация и Пустячок.

При приближении к устью Шавлы долина Чулышмана расширяется и остаётся таковой на протяжении 15км после Шавлы, из препятствий тут - только разбои и перекаты.

Постепенно Чулышманское нагорье и Улаганское плоскогорье снова сжимают долину реки, местами до ущелья. Берега становятся выше, горы часто подходят прямо к воде. Порог Каша - сложнейший на участке реки после Язулы - находится в одном из таких мест. Представляет он собой череду сливов, высоких валов, мощных бочек, навалов и прижимов на протяжении 2 км и вполне заслуживает своё название. При этом берега высокие, иногда с осыпями, местами без полок у воды. Лоции делят порог либо на 5, либо на 6 ступеней, но деление это весьма условное, по крайней мере, по нашей воде. Для прохождения порога требуется подробная разведка, причём по береговой линии, а не с тропы обноса, а также тщательная работа по обеспечению безопасности прохождения.

После Каши река продолжает падать, но чуть слабее, основные препятствия - валы и бочки. Через 20 минут сплава от последней ступени «Каши» находится порог «Ворота», образованный скальными обломками, перегораживающими реку. Далее после продолжительного участка спокойного течения на реке расположен Туданский каскад. Каскад начинается несложными шиверами, за которыми следует порог Туданский - технически сложный, требующий разведки и страховки. Ещё один именной порог каскада - Коварный - тоже достаточно сложное препятствие. В районе Туданского каскада вдоль реки идет дорога, по которой можно обнести пороги, а также сняться с маршрута и уехать.

Далее на реке "Итыкайские шиверы", начинающиеся с пор.Итыкайский - интересного тем, что представляет собой в первой ступени слалом, а во второй мощную горку. "Итыкайские шиверы" требуют предварительного просмотра. После окончания шивер остается ещё 6 км спокойного сплава до устья р.Чульча. Течение остаётся сильным, участок проходится быстро.

Ниже устья р.Чульча уклон падает, и Чулышман приобретает равнинный характер. От прохождения участка от Чульчи до Телецкого озера на вёслах заставляет отказаться сильный встречный ветер, поэтому большинство групп заканчивают сплав в устье Чульчи с обязательной прогулкой до водопада Учар, расположенного в 8 км отсюда.

Расстояние от устья Чульчи до Телецкого озера проезжается на машине за 3 часа.

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
06.08 1 г.Москва - г.Новосибирск 2900 самолёт
07.08 2 г.Новосибирск - пос.Акташ 800 автомобиль
08.08 3 пос. Акташ днёвка
09.08 4 пос.Акташ - р.Башкаус, устье р.В.Ильдугем 110 автомобиль
10.08 5 там же - за пос.Саратан 40 сплав
11.08 6 там же - пос.Усть-Улаган 23 сплав
12.08 7 пос.Усть-Улаган - р.Чулышман, около пос.Язула 84 автомобиль
13.08 8 там же - пор.Стадо бегемотов-2 21 сплав
14.08 9 пор.Стадо бегемотов-2 - пор.Кульминация 2 сплав
15.08 10 пор.Кульминация - пор. Каша 31 сплав
16.08 11 пор. Каша 2 пешком
17.08 12 пор.Каша - перед преп.№44 20 сплав
18.08 13 там же - 500м ниже пор.Коварный 4 сплав
19.08 14 там же - устье р. Чульча - водопад Учар 17 автомобиль, пешком
20.08 15 водопад Учар - Какаиха (5км до пос.Артыбаш) 15 пешком, автомобиль, катер
21.08 16 там же - г.Новосибирск 750 катер, автомобиль
22.08 17 г.Новосибирск - г.Москва 2900 самолет
Итого активными способами передвижения: 160

Техническое описание маршрута и дневник

6.08. Перелёт.

Основная часть нашей команды летела в Новосибирск двумя рейсами из Москвы (UT-569 по расписанию 20:20 - 03:25 и S7 0173 по расписанию 21:55 - 4:50), Катя Вахе и Владимир Стеклов - поездом из Самары, а Андрей Кошелев прилетел в Новосибирск неделей раньше, чтобы погостить у родителей и забрать наш багаж, отправленный транспортной компанией.

Первая группа в составе Григорьевы Олег и Павел, Сатовская Анна, Ющенко Александр, Феоктистовы Андрей и Наталья, Кочетков Сергей и Мижегурская Екатерина. Утром этого дня Сергей зарегистрировал всех, вылетающих данным рейсом, по интернету на сайте авиакомпании utair.ru. Валера Бакланов и Алексей Монни, летевшие тем же рейсом, сдали свой багаж раньше других, а оставшихся девушка на регистрации обрадовала тем, что если мы хотим сдать багаж группой (чтобы не было перевеса) - интернет регистрацию придётся аннулировать. Прождали минут 15 пока не починят принтер, в это время Олег, Павел и Саша Ющенко сходили упаковать свои рюкзаки. В результате мы подали паспорта за 10 минут до окончания регистрации. Девушка за стойкой объявила, что у нас перевес и до выдачи билетов его надо оплатить. Спорить не стали - время поджимало, сбегали в кассу - перевеса вышло на 5800р. Вернулись к стойке, отдали билеты, побежали было к выходу на самолёт, как вдруг выяснилось - Саше Ющенко не выдали посадочный билет. Девушка на стойке сказала, что видимо его регистрация проходила на последней минуте и компьютер отсёк выдачу, потому и образовался перевес. Метнулись напротив, к стойке с представителем Utair, но сразу поняли, бесполезно - бедный человек сидел за компьютером, а вокруг него кричало человек пятнадцать, также опаздывающих на рейс. Побежали на посадку. Вылетели в 21:20. У второй группы, вылетавшей из Домодедово тоже были приключения, но более скромные - и приятные, если не считать того, что их забыли пригласить к выходу на посадку... Все блестяще справились с перевесом, спрятав часть вещей в ручную кладь. Дима даже на спор предложил всем желающим провезти таким образом целый катамаран.

7.08. Новосибирск - Акташ.

Первая группа прилетела в Новосибирск с часовым опозданием в 4:30 по местному. В аэропорту нас встретил Бронников Олег, водитель заказанного ещё из Москвы микроавтобуса Kia Kombi (18 мест) с грузовым прицепом. Справились о состоянии дел у второй самолётной группы. Узнали, что вылета из Домодедово ближайшие часа четыре не предвидится - в Москве смог. Разместившись в машине, мы выдвинулись на ж/д вокзал, где подобрали Володю Стеклова, приехавшего на поезде из Самары, а также получили два катамарана-четвёрки, которые были отправлены поездом.

К вокзалу подъехала и Катя Вахе, которая, приехав на одном поезде с Володей, уже успела заскочить к новосибирским друзьям и забрать свой Тритон. Следующим пунктом назначения была квартира родителей Андрея Кошелева, который получил наши 3 К2, отправленных транспортной компанией Тэксиб. Поскольку группы из Домодедово всё еще не было, мы поехали закупать раскладку в гипермаркет «Лента». Четыре продуктовых команды бодро бегали с тележками по магазину, изредка отвлекаясь на жареную курицу и фрукты. В окрестностях супермаркета был обнаружен магазин «Свет», где Сергей купил немного провода, пригодившегося в дороге для подключения инвертера.

К 11 утра на такси к нам приехала группа из Домодедово: Дима Волков, Наташа Петрусинская и Саша Мовчиков на вопросы о перелете нервно вздрагивали и огрызались. Мы все загрузились в автобус и отправились в Акташ. В проходе стояли коробки с едой и перекатывались арбузы.


В 15:00 остановились на обед в Бийске. Пообедали в кафе «Паулинка», куда нас завёз водитель, и около 17 часов двинулись дальше навстречу Горному Алтаю. В конечную точку нашего путешествия на микроавтобусе, посёлок Акташ, мы приехали в 3:00 и остановились в мотеле «787», расположенном в трёх километрах от посёлка. Перед нами приветливо распахнулись двери и вся группа распределилась по территории мотеля. Каждый выбрал себе жильё по вкусу: кто-то общую комнату с пенками вместо постелей, кто-то номер с кроватью, а кто-то провёл романтическую ночь в брезентовом домике для молодоженов с видом на ручей. По плану в 7 утра за нами должна была приехать машина. Спать оставалось 4 часа.

8.08. Мотель в Акташе.

Выяснилось, что заказанный в «Биалтуре» Зил-131 за нами не приедет. Телефон Максима Зазаева, с которым мы за неделю до выезда договаривались из Москвы, долгое время не отвечал. Максим приехал лишь во второй половине дня на Газ-66, доставив с Укока в Акташ группу туристов-пешеходников, завершавших маршрут. Выяснилось, что у Максима заброска гарантирована только группам, которые используют «Биалтур» и для заброски по асфальту, да и вообще нужна предоплата.

С самого утра хозяйка отеля, ранее активно занимавшаяся забросками, позвонила по всем знакомым, которые могли бы перевезти 16 человек. Оказалось, что на данный момент был свободен только один Зил-131, хозяин которого уехал на покос, в чём мы и убедились, съездив в 9 утра на машине Людмилы к нему домой. Оставалось только ждать. Сутки. Решили даром времени не терять: расфасовали продукты, сходили на разведку к речушке (одному из притоков Чуи), оперативно освоили оба арбуза. Ближе к вечеру, неспешно перебираясь в лучах заходящего солнца с горы на гору, к мотелю подобрался ливень. Фотографы работали.

Вечером Максим Зазаев съездил к водителю ЗиЛа и договорился о заброске для нас.

9.08. Акташ - В.Башкаус, стапель.

Подъем в 6:00. В 7:50 за нами приехал заказанный нами ЗиЛ-131, и в 8:35 мы выехали по направлению к Башкаусу. При подъезде к Усть-Улагану (хотя на всех указателях он значился как просто Улаган), река порадовала нас красивым голубоватым цветом воды, однако через час река резко сменила свой цвет на буровато-коричневый, к счастью это был не совсем паводок, а просто высокая вода. Через 10 минут после поворота на Чулышман (устье р.Йолду) наш водитель сказал, что дальше дорога плохая и мы в 12:40 решили встать на стапель. Переезд от Акташа занял у нас 4 часа (с учётом небольших остановок на фото съемку в «Красных воротах» и на перевале).

Поскольку мы остались на ночёвку на месте стапеля, собравшиеся первыми Андрей Кошелев и Валера Бакланов сплавали на противоположный берег разведать место ночёвки, т.к. по нашему берегу шла дорога, по которой пару раз проезжали на лошадях и в трёхстах метрах виднелись какие-то избушки. Стоянки подходящих размеров не оказалось.

Ближе к вечеру подул холодный ветер, прошёл небольшой дождь, температура упала до 12°С.

10.08. Ильдугемский, Ловушка, Змейка, Открытый.

Подъём в 8:05. В ходе окончательной подготовки к сплаву были обнаружены две небольшие дыры в баллоне К4-1. Закончив ремонт, вышли в 12:30.

В 12:40 подошли к первому препятствию нашего похода - Ильдугемского каньону.

Ильдугемский каньон (4 к.с.) Ориентир: прямой безлесный участок реки упирается в высокий травянистый склон ЛБ, и река поворачивает направо. Чалка перед ПП на ПБ. Просмотр с высокого ПБ.

Длина каньона около 300м, ширина реки 8-15 м, высота скал 20-25 м. Препятствия каньона - узкие (3-5м) ворота между лежащими в русле камнями и берегами. В зависимости от уровня воды в воротах могут быть сливы.

Порог проходили двумя группами. Первая (К2-1, К2-4, К4-1, К4-2) начала прохождение в 13:04. Первые три экипажа прошли порог успешно. К4-2 попал в бочку по центру реки и Аня, сидевшая на носу слева, из-за недостаточно затянутых упоров выпала в воду. Общими усилиями она выбралась на катамаран и экипаж продолжил сплав. После порога первая группа собралась вместе, зачалились, подтянули упоры.

После чалки всех катамаранов первой группы, порог начала проходить вторая группа (К2-2 и К2-3). Оба катамарана успешно преодолели препятствие.

После каньона Ильдугемский за правым поворотом начинается пор.Ловушка.

Пор. Ловушка (4 к.с.) Ориентир: перед порогом остров, чалка на галечную отмель ПБ у конца острова. Остров может служит маркером уровня воды. В большую воду справа протока годна для прохождения катамарана, в малую остров читается как галечная отмель берега. У нас правая протока была, но её было можно перейти пешком.

Порог расположен на коротком участке со значительным падением и состоит из 2 ступеней, первая на прямом участке, вторая - на левом повороте. В первой ступени русло сжато скалой ПБ и камнями слева до 2-3 ширин катамарана, тут два не очень прямых слива подряд, идутся как одна горка. Затем участок быстротока, подпираемый справа бомом, от которого река резко уходит влево.

Вторая ступень - опять узко, вода падает через камни, но вдоль ЛБ проходит чистый язык шириной с катамаран, справа больше надводных и подводных камней.

После осмотра начали проходить порог в 13:39. Первая группа (К2-2, К2-4, К4-1) закончила прохождение порога в 13:45 и встала на съемку и страховку второй группы (К4-2, К2-3, К2-1).

После порога справа впадает приток Йолду.

После притока остановились на перекус.

Пор.Обманка ничем не выделялся на фоне остальных шивер на реке, прошли сходу.

Каньон Змейка (4-5 к.с.) начинается на ПП, за которым река не просматривается. На входе по ЛБ валуны (крупнокаменистая отмель), ПБ - скальная стенка. На входе сужения около 4м и слив около 1м. За сливом река обломком скалы делится на две протоки: левая шире, но с камнем в центре (надводным или подводным в зависимости от уровня воды), правая чище, но идёт по дуге и уже, заход в неё сложнее.

После этого по ЛБ есть улова и место для чалки. Затем короткий быстроток и канализация с небольшим навалом на ПБ. И уже перед крутым ПП манёвр вокруг двух больших надводных камней. После поворота направо под 90° в каньоне препятствий нет.

Зачалившись перед порогом в 16:20, мы полностью просмотрели препятствие и наметили место чалки после порога на ЛБ. Первый тандем (К2-2, К2-4) прошёл порог и встал на съемку-страховку в 16:43. Следующим порог прошел К4-1, экипаж катамарана решил совершить промежуточную чалку перед основным сливом, в результате прохождение затянулось на несколько минут. В 17:10 закончили прохождение порога.

Через 100 метров спокойной воды начинается каньон «Открытый» (4 к.с.). Чалка на левый берег. При низкой воде порог - непроход с обносом вещей по левому берегу, в нашу воду несложный слив. Начали прохождение порога в 17:44. После слива препятствий в каньоне нет.

Через 25 минут после прохождения «Открытый» проплыли деревню Саратан. Было холодно, шёл дождь. Через 15 минут сплава от деревни начали искать стоянку по левому берегу, т.к. по правому близко к реке подходит дорога. Под нескончаемый мелкий дождь встали на стоянку в 30 метрах от реки.

11.08. Предбанный, Саратанский каньон.

Подъем дежурных в 7:00, завтрак в 8:00, выход в 11:00.

Все утро шёл дождь.

Пор. Предбанный. Порог расположен в "мини каньоне" длиной около 200 м, вход в который по сравнению с другими препятствиями хорошо читается с воды (высокие берега, справа к воде подходит дорога). Просмотр по ПБ. В пороге несколько простых сливов и прижимов к скальным стенкам. Линия движения хорошо читаема с воды. После порога плёс 150-200 м, у правого берега галечная отмель, от середины отмели на крутом левом повороте начинается Саратанский каньон.

Чалка к правому берегу, тропа осмотра/обноса идёт наверх. Пошли на просмотр наиболее сложного препятствия каньона - порога «Камень преткновения» (5 к.с.). Порог длиной около 500м находится в начале Саратанского каньона, высота стен тут 10-20 м, по ПБ спусков к воде нет вплоть до окончания порога.

На заходе шивера. Далее основной поток идёт ближе к ЛБ через несколько ворот, образованных крупными подводными и надводными камнями. Следуют два слива: первый - пологий, чистый, переходит во второй - он круче, с довольно глубокой бочкой. Слева перед сливом - выступ скалы, образующий улово. После первого слива при отсутствии манёвра судно наваливает на этот выступ, так что при прохождении лучше держаться центра струи. Через 10 метров в русле стоит обломок скалы - собственно камень преткновения, камень обходится слева. После этого быстроток и довольно сложная чалка на ПБ, где крупные камни ПБ отжимают струю влево - на них и за ними чалка. С высокого берега сюда можно спуститься по осыпи.

Пассивная страховка возможна только в конце порога.

После полного осмотра решили проходить порог тандемами. Первый тандем К2-4, К2-2 начал прохождение в 14:17. Катамараны успешно прошли порог и зачалились к правому берегу. В 14:35 начал прохождение К4-1. После успешного прохождения порога экипаж не смог зачалиться сразу за порогом на камни ПБ, а сделал это лишь в 300 метрах ниже по течению.

После чалки К4-1 стартовал К2-1, экипаж зачалился на 15 метров ниже первых двух катамаранов.

К2-3 начал прохождение в 14:57. После прохождения второго слива экипаж шёл недостаточно далеко от ЛБ и попал в улово перед основным сливом. При попытке выйти из улова катамаран прижало к скале и поставило под 45 градусов с угрозой киля. Экипаж смог зайти обратно в улово и предпринял попытку траверса кормой вперёд. Экипаж не успел отгрестись от выступа скалы, катамаран прижало к нему лагом и перевернуло. Катя и Лёша выбрались на катамаран и прошли «камень преткновения» справа. На помощь им стартовал страховочный катамаран Бакланов-Кошелев. Все зачалились через 300м рядом с К4-1.

На К4-2 заменили девушек: вместо Ани и Наташи на катамаран сели Сергей Кочетков и Саша Мовчиков. Экипаж успешно прошёл порог, однако также не смог зачалиться на камнях правого берега сразу за порогом и проплыл ещё 300 метров к остальным.

После киля Тритон требовал ремонта, который мы совместили с перекусом.

Вышли на воду в 17:30.

Шли походной колонной. Далее следовали пороги: Трек, Скальный коридор, Интеграл, Проводка (3+ - 4 к.с.). Линия движения видна с воды, просмотр затруднителен, поэтому в условиях ограниченного времени решили идти эти пороги без просмотра. В конце каньона одиночный мощный слив в левой части русла, проход справа.

Прохождение осуществлялось с промежуточными чалками, поддерживалась связь между всеми экипажами по рации.

Из каньона вышли в 18:15. Через 15 минут встали на большой поляне ПБ, где завтра утром нас должна была забрать машина для переброски на Чулышман. Здесь уже появился сигнал сотовых сетей, чем мы и воспользовались, сообщив в ПСС Горно-Алтайска о завершении прохождения В.Башкауса и сделали контрольный звонок нашему водителю.

12.08. Улаган - Язула.

В 9:00 за нами приехал наш ЗиЛ-131. Пока большая часть группы ремонтировала К4-2, Сергей и Катя Мижегурская съездили в Улаган докупить продуктов. В 10:20 машина вернулась на поляну и началась неспешная погрузка вещей и катамаранов. Выехали в 12:00. Дорога на Чулышман выглядит весьма странно. С одной стороны, через ручьи перекинуты мосты, вдоль дороги стоят дорожные знаки. С другой - покрытие у дороги на многих участках отсутствует полностью: грунтовка ужасного качества, огромные колеи, камни, промоины. Сначала дорога идёт вверх по Башкаусу, потом уходит налево на перевал (2150м), а в самом конце головокружительным серпантином спускается в долину, пересекая Чулышман у пос.Язула. Переброска заняла 5-5,5 часов. В 15:20 мы остановились на перекус на пути к перевалу. В 17:30 мы приехали к пос.Язула и встали на стоянку на ПБ. Недалеко от стоянки за холмами находится деревня, поэтому группам, приехавшим на Чулышман днём, рекомендуется сплавиться ниже, дабы избежать встреч с местными. Мы решили не выходить на воду вечером и встали плотной группой. В 23:00 приехали трое местных подростков на лошадях, сказали что возвращаются с покоса. Наташа выпросила у ребят немного пройтись верхом на их лошади. На вопрос о вине мы ответили, что, к сожалению, уже всё допили. Гости пожали плечами и уехали. На ночь катамараны сложили в центр кольца из палаток, все вещи убрали под тенты и только у костра под березой осталась стоять одинокая бутылка водки.

13.08. Мини-Каша - Стадо бегемотов-1.

Завтрак в 8:00. В 9 к нам пришли две местные женщины, предложили молоко и кефир. Попробовав того и другого, взяли только молоко. После завтрака часть группы занялась привычным уже ремонтом К4-2, девушки помыли голову.

Вышли в 12:50. На реке несложные перекаты 1-2 к.с.

Через час сплава река входит в Шавлинское ущелье. Сложность препятствий возрастает до 3-4 к.с. Препятствия следуют одно за другим, разграничить их достаточно сложно, линия движения видна с воды. Следуют препятствия: Мини-Каша, Катушка (3-4 КС). Препятствия проходили походной колонной. Пороги практически переходят один в другой, ориентиры нечёткие. Точно можно определить следующий порог «Башни». На ПБ высоко над порогом стоят столбы-башни, на одной из них лежит черный валун. Чтобы заметить этот ориентир, нужно вовремя посмотреть наверх-направо. Порог также проходили походной колонной.

Через 8 минут на ПП начинается порог «Поперечный» (3-4 КС). Порог проходили также без просмотра. Все экипажи успешно прошли порог. К4-1 в пороге сел на камень.

После порога «Поперечный» в 15:00 остановились на перекус. Вышли на воду в 15:40.

До порога «Стадо бегемотов-1» река представляет собой одну длинную большую шиверу, которая постоянно держит в напряжении. В 17:00 штурмовой К2-1 зачалился на ЛБ перед непросматривемым ЛП. Экипаж К2-1 решил посмотреть порог «Стадо бегемотов-1». Остальная часть группы зачалилась на острове ПБ. Шедший последним К4-2 не успел зачалиться и ушел в порог без просмотра. За К4-2 вышли тандемы К2-2, К2-4, затем К4-1, К2-3. К4-1 встал на съемку.

Порог «Стадо бегемотов-1» (4 КС) начинается на ЛП и состоит из двух ступеней. Между ступенями короткий участок быстротока. В первой ступени проход под ЛБ, в русле много обливных и полуобливных камней. Во второй ступени значительная часть воды бьет в большую глыбу посреди русла и требуется слаженная работа экипажа, чтобы не налететь на неё. Между ступенями возможна чалка, что и сделал К2-1, чтобы пообщаться с ремонтировавшейся на берегу группой водников. Ребята из Череповца на трёх К2 были единственной группой, встреченной нами на среднем Чулышмане.

Между ступенями Стада бегемотов-1 в Чулышман впадает приток.

Следует заметить, что в начале мы неверно идентифицировали порог, приняв его за «Стадо бегемотов-2» из-за схожести ориентиров. Расположенная по ЛБ светло-жёлтая осыпь наводила на мысль о близости «Кульминации». В 17:40 группа собралась перед следующим непросматриваемым поворотом ЛБ, расположенным в 300 метрах ниже «Стада бегемотов-1». Штурмовая группа сходила на просмотр и порог был идентифицирован как «Стадо бегемотов-2».

Группа была готова пройти порог, который оказался даже легче «Стада бегемотов-1», но, как выяснилось, К4-2 налетел на глыбу во второй ступени «Стада бегемотов-1» и катамаран требовал ремонта - была сломана внешняя продолина и существенно травил один баллон.

Решили встать на стоянку на ЛБ, хотя в планах было дойти до Кульминации. Места было очень мало и мы еле вписали наши 7 палаток в небольшие полочки на склоне. Экипаж К4-1 и К4-2 сразу принялся за ремонт своих плавсредств.

На стоянке мы нашли брошенный рюкзак с катамаран-двойкой, внизу порога - остатки его рамы, пару труб от которой мы использовали при ремонте нашего К4-2.

14.08. Стадо бегемотов-2 - Кульминация.

Утром завершили ремонт К4-2. После просмотра в 13:00 начали прохождение «Стада бегемотов-2». Порог несложен, линия движения видна с воды, бочки средней мощности, хорошее улово в конце порога по ЛБ. Группа собралась в конца порога в 13:25.

После 200 метров быстротока начинается порог «Черный клык». Ориентир: на входе посередине русла два округлых камня-троллейбуса, за ними каменная гряда. Мы зачалились на ПБ в начале порога, руководитель провел разведку. Цепочка камней делит реку на две протоки, правая шире, мощнее, интереснее. Левая проще, но с большим количеством небольших камней в русле. В выходной части вода движется от ПБ к ЛБ, и наваливает на обломок скалы у ПБ - "чёрный клык". Все экипажи, кроме К4-2, успешно прошли порог по правой протоке. К4-2 решил пройти по мелководной левой протоке.

После порога справа впадает р. Нижний Кулаш. После пор. «Черный Клык» русло Чулышмана разделяет небольшой остров, проход справа, на реке небольшая шивера, пор. №21. После острова сразу чалка к ЛБ, впереди самое сложное препятствие Шавлинского ущелья - порог Кульминация (5 к.с.). Это протяжённое препятствие требующее полного просмотра. В начале порога большая хорошая стоянка. В пороге можно выделить две ступени. Обе представляют из себя группы камней, перегораживающие реку. Первая гряда разделяет реку на две протоки, левая легче, там есть возможность зачалиться и отдохнуть, в правой протоке большой камень посередине русла, с навалом. После короткого быстротока следует вторая ступень. После основного слива с достаточно мягкой в нашу воду бочкой большая глыба разделяет реку на две протоки, лучше уходить в правую, в левой прижим к скале ЛБ. После гряды камней 30 метров спокойного быстротока, на котором есть возможность зачалиться к ЛБ, далее следует участок с валами (косыми и обратными), мощными бочками, река делает ЛП, после поворота гладкий быстроток, это окончание порога.

После просмотра порога мы решили отнести вещи в конец порога, где есть небольшая стоянка, и пройти Кульминацию на разгруженных катамаранах. В 15:00 стартовал К4-2. Экипаж успешно прошёл порог, выбрав правую протоку в первой ступени. После второго слива катамаран также ушел направо. Следующим в 15:50 вышел К2-2. Экипаж также пошел правой протокой, но не угрёбся от центрального камня, катамаран навалило на него, но благодаря правильным действиям, катамаран благополучно снялся с камня и успешно прошёл порог. Следующим после некоторых колебаний в 16:28 стартовал К2-1.

После прохождения К2-1 мы немного перекусили, и в 17:55 стартовал К4-1. Павел, наименее опытный участник группы, был заменен на Сергея Кочеткова. Четвёрка решила пройти первую ступень порога по левой протоке, т.к. чисто пройти на таком судне по правой очень сложно, неминуемо попадаешь на центральный камень. Во второй ступени порога катамаран не смог уйти вправо и прошел порог по левой протоке, после слива немного прижавшись к скале.

Катамаран К4-2 в составе Андрея Феоктистова, Сергея Кочеткова, Саши Мовчикова и Лёши Монни стартовал в 18:33. Первую ступень порога катамаран также прошёл по левой протоке, во второй ступени им удалось зайти в правую часть русла.

К3-2 долго раздумывал о прохождении порога, в результате решил отложить прохождение на следующий день.

15.08. Пустячок, Бегемот, Труба.

Утром «Кульминацию» прошёл К2-3 (Тритон). Поскольку катамаран имел наименьший из нашей флотилии объём, была выбрана более лёгкая левая протока. Зачалившись и немного передохнув между ступенями, в 11:20 экипаж успешно закончил прохождение и мы сразу стартовали вниз по Чулышману.

После участка относительно спокойной воды заметно падение, это порог №23 (4 КС). Просмотр порога возможен по обеим берегам, мы смотрели по левому. Порог состоит из двух частей, первая часть - крутой слив-горка, вторая часть - сливы, косые валы, с довольно большой бочкой в конце. После порога удобная чалка к правому берегу. В нашу воду порог не представлял ничего криминального, проходили походным порядком после предварительного просмотра. За порогом №23 начинается длинная мощная шивера с обилием надводных и обливных камней, переходящая в порог «Пустячок». Чётких ориентиров у порога нет. Начинается длинной шиверой, большая часть потока в пороге упирается в большой камень с небольшим подпором и сбрасывает налево. Манёвр осложняется косыми валами. Порог был идентифицирован адмиралом за 100м до основных сливов. По нашей воде его категория сложности - 4С - 5А.

Шедшие первыми К2-4 и К2-2 поздно заметили начало порога и прошли «Пустячок» без просмотра, встав сразу за порогом на страховку под ЛБ. Шедшие следом К2-1 и К2-3 зачалились в небольших уловах, и прошли порог после беглого просмотра с ПБ. В 12:10 группа собралась за порогом.

На ПП после пор.«Пустячок» находится шивера №26 (4 КС). На повороте гряда камней делит русло на 2 протоки, основная - правая. Дальше протоки соединяются, становится шире, в русле мощные валы и бочки. Чалка в конце на ПБ перед ПП в тени крупных камней. Порог проходили тандемами, страховка с воды первыми катамаранами. Закончили прохождение в 12:45.

После пор.№26 река успокаивается, далее в Шавлинском ущелье только несложные шиверы, просмотр не требуется.

В 13:30 останавились на обед в устье Шавлы. Рыбалка, фотосъемка. Стартовали дальше в 14:30.

На протяжении 15 километров река совсем равнинная.

Постепенно сложность шивер нарастает. Первым сигналом приближения «Каши» является технически несложный порог «Бегемот» (3-4 КС). В пороге довольно мощные валы, проходили походным порядком.

Проплыв скалу с как бы нарисованной на ней буквой V, вся группа, растянувшаяся на плёсовых участках, собралась на ПБ перед порогом «Труба». Русло реки сужается, порог начинается за ЛП, в пороге мощные бочки, в одной из которых даже подержало К2-4, который шёл последним.

После порога шли осторожно, с перечалками. После 100 метров гладкого быстротока начинается простая шивера «Предкаша», после короткого (не менее 100м) быстротока переходящая в порог «Каша» (6 КС). На участке быстротока чалка к ЛБ, на котором расположена стоянка, от которой начинается тропа обноса. Правый берег - жёлтая осыпь.

Встали на ночёвку в 18:00. Вечером уже традиционный ремонт К4-2.

16.08. Каша.

Утром мы отправились на просмотр. В пороге «Каша» можно выделить 5 ступеней.

Первый участок (5С) начинается длинной мощной шиверой на большом уклоне. На выходе вода в пологом мощном сливе наваливает на большой подводный камень, образуя большую водяную подушку, ниже которой пенная яма. После слива быстроток до 70 м. Хорошее место для чалки в улове левого берега.

Второй участок (6А) длиной около 200м. Основной слив во второй половине ступени. Слив многоступенчатый, через глубинные плоские плиты. Сливы широкие, мощные, оканчивающиеся пенными ямами.

Третий участок (6А) длиной около 300м. Состоит из двух частей. Первая - до правого поворота, вторая - после поворота. Первая часть имеет ряд мощных сливов под правым берегом, оттуда струя по всей длине правого поворота наваливает на левый берег. После быстротока длиной 50м вода уходит под правый берег. Здесь мощным сливом через всю реку начинается вторая часть третьей ступени. Слив находится между береговыми камнями правого берега и грядой крупных валунов слева.

Четвёртая ступень (5С) самая короткая и простая. Начинается после третьей почти без перерыва. Представляет собой мощный чистый водосток в центре русла.

Пятая ступень (6А) начинается длинным шиверистым участком с множеством камней в центральной части русла, которые разбивают струю на две части: правая более забита камнями, менее мощная, левая - чистая, мощная, ярко выраженная, идёт под левым берегом. В конце левого поворота начинается длинный водосток, который на выходе с силой бьет левой половине своей части в подводный камень и образует при этом водяной гриб высотой 2- 2,5 м. В правой части мощная двойная бочка. Через 50 м удобное место для чалки в улов левого берега. Отсюда до конца порога ещё 200м валов, камней, небольших сливов. Между ступенями возможна промежуточная чалка и частичный обнос отдельных ступеней, однако чалка на перевернутом катамаране или отдельно плывущему человеку представляется сильно проблематичной.

Мы прошли по тропе до окончания порога (дорога в одну сторону занимает около 40 минут, хотя Олег как подготовленный горник пробегал с одним рюкзаком минут за 25). Стоянка в конце порога есть, однако в разы хуже той, что перед порогом. Она представляет собой ряд более-менее ровных мест на 1-2 палатки, расположенных в траве между кустами и разбросанных на полке шириной метров 10-20 на протяжении 50м вдоль реки. Всего адмиралом было насчитано мест на 8 палаток. От полки в одном месте есть неплохой спуск высотой метров 5 к воде. От него можно подняться по прибрежным камням на 100м вверх по течению чтобы посмотреть последнюю ступень Каши.

Мы решили в одну ходку обнести катамараны и оставить их в конце порога за исключением верёвок, поскольку на «Каше» вдоль порога идёт набитая тропа, по информации из других отчётов в долине бывают алтайцы, хотя мы никого не встречали.

Вечером жарили грибы и пели под гитару.

17.08. Ворота.

Утром мы обнесли рюкзаки, собрали до конца катамараны и стартовали от конца «Каши» в 13:30.

После порога продолжается довольно мощная шивера с валами и бочками. Проходили шиверу в походном порядке.

В 13:50 мы подошли к порогу «Ворота». Ориентиры порога: на ЛП на бомах ПБ намыты деревья. Через 100 метров ПП и за ним через 50 метров порог. Чалка сразу за ПП.

Порог «Ворота» (5 КС). Порог образован двумя упавшими в воду глыбами, лежащими посередине русла. При первом взгляде на порог кажется, что он непроходим. В нашу воду основная струя шла под правый берег, хотя некоторые отчеты пишут, что проход возможен только под ЛБ. Порог был осложнен упавшим с правого берега деревом, перекрывавшим часть захода в протоку.

Проходили вдоль правого берега, носом на правую глыбу, с которой идет свал воды, при этом практически всех забивало в улово у правого берега. В протоке был виден полуобливной камень, который в меньшую воду будет торчать из воды, делая протоку непроходимой. После порога прижим к скале ПБ, мощные валы.

Наш первый экипаж начал прохождение в 14:27, обработка порога была закончена в 15:30. Чалка возможна сразу после порога на ПБ, что и сделали К2-4 и К2-3, остальные катамараны предпочли сразу пройти и валы за порогом. Павел Григорьев и Наташа Феоктистова порог прошли по берегу, вместо них проходил Сергей Кочетков.

После порога мы остановились на перекус. Отчалили после перекуса в 16:20.

Через 10 минут мы дошли до правого притока - р.Куркуре и посетили очень красивый водопад.

Водопад с реки не видно и мы его чуть не проплыли. Дорога к водопаду занимает не более 10 минут.

Около 17:30 отчалили от водопада. Река принимает совсем равнинный характер, препятствий нет.

По левому берегу в долину Чулышмана спускается дорога. Она приходит через перевал Кату-Ярык из долины Башкауса и пригодна не только для ГАЗов и ЗИЛов, но и для легковых внедорожников. Здесь по берегам много отдыхающих со своим транспортом, стоят домики небольших турбаз.

В 19:00 мы встали на полке ПБ перед шиверой № 44.

18.08. Туданский, Коварный.

Выход на воду в 11:20. Через 10 минут мы подошли к пор.№ 44 (4 КС). Порог имеет смысл просматривать. Река перед порогом разбивается на три протоки, лучше держаться правее. Затем следует ЛП, и здесь по диагонали к руслу от левого берега река перегорожена камнями и глыбами - в центре русла две глыбы и ещё две у правого берега. Проходили тандемами из под правого берега к левому, вместо Наташи Феоктистовой порог проходил Сергей Кочетков. Обработку порога начали в 11:45, закончили в 12:05.

Через 8 минут мы подошли к пор.Туданский (5 КС), одному из самых сложных препятствий Нижнего Чулышмана. Вход в порог разделён двумя крупными скальными обломками на три части, в каждой – слив высотой около 1,5 м. Ниже левого слива в русле скальный выступ ЛБ, на который наваливает. Отразившись, струя уходит вправо, соединяясь со струей после прямого среднего слива. Через 30м быстротока снова две глыбы делят русло на три части. Проход только слева – тут слив через большую плиту с обливным выступом в середине. Средний слив узкий и завален камнями. Правый слив в обеих ступенях непроходим. После порога 200 метров мощных валов. Просмотр порога с обоих берегов.

Мы достаточно долго смотрели порог, сначала с правого, потом с левого берега. Прохождение начали в 13:37. Первым на прохождение решился штурмовой К2-4, экипаж прошёл по центральному сливу с уходом влево. Шедший разгруженным К2-2, решил пройти по левому сливу. Неуспев оперативно уйти направо, экипаж попал в прижим у скалы левого берега и был перевёрнут. Валера и Дима выбрались внутрь рамы, однако катамаран потянуто в средний слив второй ступени и прижало к камню, сломав, как потом выяснилось, 2 поперечины. Пройдя немного дальше в слив, кат прижался к правому камню, при этом Валера Бакланов оторвался от катамарана и прошел остальную часть порога самосплавом. Через 20м ему был брошен спасконец, но из-за многочисленных валов, сбоек и пены он его не увидел. Дима оставался внутри рамы и самостоятельно зачалил катамаран на ПБ в конце порога. Страховочный катамаран помог всем переправиться на ЛБ.

В 14:20 порог начал проходить К4-1, Павел Григорьев был заменен на Сергея Кочеткова. Катамаран повторил линию движения К2-4. Следом за ним порог прошел К2-3, экипаж успешно прошел первую ступень, во второй ступени их сильно подвернула бочка, в которую они зашли полулагом. В 15:00 прохождение начал К4-2 в следующем составе: Андрей Феоктистов, Сергей Кочетков, Саша Мовчиков и оправившийся после киля Валера Бакланов. Катамаран успешно прошёл препятствие.

К2-2 и К2-3 проходили порог на разгруженных катамаранах. Прохождение закончили в 15:40. После мы устроили перекус, совмещенный с ремонтом К2-2.

После порога несложная шивера № 47, которую мы не идентифицировали.

На ЛП порог «Коварный», перед которым мы зачалились, увидев значительное падение.

Порог «Коварный» (5 КС) состоит из 2 ступеней, между которыми можно без проблем чалиться к ЛБ. На входе подпор, затем горка, упирающаяся в гряду больших валунов. В центре - сильный навал. Правее - мощный косой слив. Слева довольно широкий проход, но туда идёт мало воды. Далее 50 м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от ЛБ, справа бочка. Затем цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.

После разведки проходили поочередно вначале первую, затем вторую ступень. Первую ступень проходили справа от центрального камня, вторую - по основной струе, в конце уходили влево. Страховку второй ступени выставили в последней трети порога, где было удобное для этого улово. Первые прошедшие К2-4 и К2-2 встали на страховку с воды по ЛБ, в шедшем далее экипаже К4-2 Наташа Феоктистова была заменена на Сергея Кочеткова. После первого основного слива экипаж перегрёб налево и кат упёрся носами в камень ЛБ, его развернуло кормой вперёд. Телемарк сделать не успели, т.к. кат отошёл от берега и продолжил движение вниз. Было принято решение пройти следующие 2 бочки кормой вперёд. Однако, несмотря на точный угол захода во вторую бочку, корму откинуло к ЛБ и гружёный катамаран кильнуло по диагонали. Все выбрались в периметр. Точно кинутый спасконец, хорошо выбранное место для страховки с не очень сильным течением дали время обмотать верёвку за раму и плавно зачалить перевёрнутый кат в улово на ЛБ. Из вещей было выпущено одно весло, подобранное катом страховки. Далее с заменой Павла на Сергея порог прошёл с одним телемарком К4-1. Прохождение К2-1 и К2-3 решено было перенести на следующий день.

Пока последний кат проходил порог, К2-2 сплавился ниже и в 500 метрах нашёл хорошую стоянку на ЛБ с возможностью подъезда на машине.

Вечером было решено в виду ограниченности по времени сняться с этого места. По спутниковому телефону мы связались с водителем, который должен был отвезти нас от Чульчи до Телецкого и договорились о переезде на завтра в 12-13:00 от Коварного до Чульчи чтобы во второй половине дня успеть сходить на водопад Учар.

19.08. Выход на водопад Учар, день 1.

Утром разобрали катамараны и около 14 часов приехал Газ-66, в который мы оперативно погрузились и переехали на базу в устье Чульчи. Здесь стоит отметить, что водопад Учар пользуется большой популярностью, напротив впадения Чульчи уже огорожены места под 3 базы, однако построек ещё довольно мало. Первая и третья база принадлежат одному хозяину, на второй живёт егерь, запрещающий вход в долину Чульчи после обеда. Говорят, что обычно он сидит на тропе в начале дельты, нас же он поймал на самой базе. Пропуска стоят 100р. с человека, без выдачи бумажек - 1000р на 16 человек. На ПБ мы переправились несколькими группами на рафте нашего водителя, хранившегося на третьей (считая от Телецкого) базе. Первая группа очень хотела вернуться в тот же день, вторая планировала дойти до водопада и заночевать там, вернувшись назад утром. Этот план почти удался.

Вторая половина второй группы немного задержалась из-за оформления пропусков у егеря. Выйдя в 18:20 на ПБ, около 8 вечера они встретили Олега и его брата Павла, возвращавшихся с водопада. Ребята бегали налегке и не дошли до подножия водопада пару сотен метров. Они рассказали, что дальше этого места стоянок вплоть до водопада нет, а идти ночью оставшийся участок очень небезопасно. В результате мы были вынуждены встать на ночёвку на поле за первым (от Чулышмана) ручьём, оставив без полноценного ужина ночующих под водопадом. Около 10 вечера встретили возвращавшихся с фонариками Наташу Петрусинскую и Сашу Мовчикова. Они немного перекусили и пошли дальше к базе. Из-за нестыковки в договорённостях по перегону рафта, они провели остаток ночи на берегу, разведя костёр.

20.08. Выход на водопад Учар, день 2. Телецкое.

В 6 утра часть группы, ночевавшая посередине маршрута продолжила почти в полном составе путь к водопаду. Андрей Феоктистов отказался продолжать восхождение.

Около 8 утра вторая группа собралась на стоянке под водопадом и, растратив несколько гигабайт цифровых фото-видеоплёнок, около 9 часов выдвинулась назад. Через 3,5 часа все собрались на базе и, слегка перекусив мантами из местной лавочки, поехали на мыс Кырсай.

Около 6 вечера мы встретились на берегу Телецкого с Борисом Леонтьевым, организатором переезда по озеру. Перегрузились в 2 катера, заняв третий нашими вещами. Через 20 минут второй катер, был вынужден взять на буксир грузовой катер, у которого заклинило мотор. Через 4 часа со скоростью 13 км/ч мы доехали до Какаихи, базы Леонтьева в 5 км. от Артыбаша, где уже расположились в палатках прибывшие первым катером.

21.08. Артыбаш - Новосибирск.

Рано утром Борис Леонтьев с напарником перевезли нас и наши вещи на катере и двух ялах в Артыбаш. Там голодные туристы нашли кафе «Евсеич», куда и завалились, загрузив вещи в ждавший нас микроавтобус с прицепом. Еда порадовала. Весь оставшийся день мы ехали в Новосибирск, иногда останавливаясь перекусить и размяться. По дороге, используя ноутбук адмирала, оставленный водителю, мы обменялись фото и видео, посчитали деньги.

В Новосибирске наша группа стала таять как команда мушкетеров Д’Артаньяна. Сначала убежали в метро Катя Вахе с Лёшей, потом Володя с Валерой, решившие остаться в привокзальной гостинице. Следом за ними нас покинул Андрей Кошелев, окончательно разобравшись с грузом катамаранов, завезённых по ночному Новосибирску сначала в закрытое багажное отделение, а затем другу Кати. Остатки группы заночевали в гостинице «Skyport» около аэропорта Толмачёво, где их ждали горячий душ, мягкая постель и 10 часов сна.

22.08. Поезд, самолёт.

Позавтракали около 16 часов в весьма достойной кафе-столовой соседнего здания, вылетели в Москву по расписанию (рейсы UT-584 18:55, S7 0176 19:40). Владимир уехал поездом в Самару.

Стоимость похода

В среднем на человека стоимость составила 10400р. без учёта авиабилетов.

Основные затраты

Микроавтобус Kia-Combi с прицепом:

  • Новосибирск - Акташ: 31500р.
  • Артыбаш - Новосибирск: 23800р.

Зил-131

  • Акташ - Н.Ильдугем: 10500р.
  • Улаган - Язула: 20000р.

Газ-66:

  • Коварный - устье р.Чульча: 3000р.
  • устье р.Чульча - мыс Кырсай: 8000р.

Катера по Телецкому озеру:

  • мыс Кырсай - Артыбаш: 27000р. (3 х 9000р.)

Контакты

  1. Бронников Олег Юрьевич, водитель микроавтобуса Kia-Combi, Бийск:
    8-903-996-73-67, 8-385-432-37-85, 8-913-226-67-67
  2. Иванов Юрий, водитель Зил-131, Акташ:
    +7-913-694-91-73
  3. Стонт Макар Макарович, водитель Зил-131, Акташ:
    +7-960-968-1035, fax 8-388-462-3420
  4. Мадышев Владимир Петрович, водитель Газ-66, мыс Кырсай:
    +7-913-999-7022, +7-913-997-7305, +7-913-991-6049
  5. Леонтьев Борис, катера по Телецкому озеру, база Какаиха (5км от Артыбаша):
    +7-905-083-4258
  6. ПСО Горно-Алтайска:
    (388-22) 229-14 - дежурный
  7. Людмила, владелец "Мотеля 787", Акташ:
    +7-903-956-72-68

Выводы и рекомендации

  • Мы прошли очень интересный маршрут по одним из основных рек Алтая, совершили радиальный выход к водопаду Учар. Порог Каша был обнесён. Из-за нехватки времени мы вынуждены были снаться после пор.Туданский.
  • Из-за высокого уровня воды на Башкаусе и среднего на Чулышмане, разница по расходу между Саратанским и Шавлинским ущельями была почти незаметна.
  • Нам очень повезло с погодой на Чулышмане. Светило солнце, дождя почти не было, уровень воды в реке был средний, что позволило нам проходить большую часть препятствий до 5 к.с. походной колонной
  • Необходимо очень серьёзно подходить к организации заброски из Акташа. Максим Зазаев, работающий с Биалтуром, не предупредил водителя Зил-131, из-за чего мы вынуждены были прождать сутки в Акташе.
  • На маршрут стоит брать спутниковый телефон, нам он очень пригодился когда мы решили сняться после Туданского и вызвали машину с мыса Кырсай.

Список литературы

  1. Отчёт В.Башкаус - Н.Чулышман 2009, Покровченко В.В.
  2. Отчёт Богояш – Чулышман 2004, Айбатулин Р.Т.
  3. Отчёт Башкаус - Большая Сумульта - Сумульта - Катунь 2003, Шварц Д.А.
  4. Отчёт Богояш и Чулышман 2005, Иванов М.К., клуб туризма "Сплав", Новосибирск
  5. Описание В.Башкаус - Н.Чулышман 2010, Тоботрас Борис